Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ разработана Федеральной таможенной службой во исполнение поручения Государственной пограничной комиссии от 26 июня 2008 года.
Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ на перспективу до 2020 г. Концепция основана на положениях концепции долгосрочного экономического развития РФ, Концепции внешней политики РФ, Внешнеэкономических и транспортных стратегий РФ.
Цель концепции - обеспечение экономической безопасности Российской Федерации за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов РФ, снижения транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.
Необходимость разработки и реализации концепции обусловлена тем, что система таможенного оформления товаров в России ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в крупных городах, являющихся транспортными узлами. Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и пограничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.
Наиболее часто используемая в настоящее время схема доставки грузов от отправителя к непосредственному получателю имеет недостатки - значительное (в большинстве случаев) удаление таможенных органов, производящих таможенное оформление и выпуск в свободное обращение товаров, от места ввоза товаров на таможенную территорию РФ (пунктов пропуска). В связи с этим возрастает риск недоставки товаров в таможенные органы назначения и риск не поступления в федеральный бюджет подлежащих уплате таможенных платежей. Кроме того, движение внешнеторговых грузов по территории России, особенно в ее центральной части, не оптимально, характеризуется большим количеством встречных потоков, излишней централизации обработки и оформления грузов, сосредоточением в городах мест перегрузки, складского хранения и перераспределения товаров.
В среднем по стране, по статистике ФТС России, треть внешнеторговых грузов после завершения таможенного оформления в одном субъекте Российской Федерации впоследствии перемещается в другой субъект РФ. В частности, по данным Минтранса России, 60 процентов грузов, которые оформляются в московском регионе, после завершения таможенного оформления, следуют в другие регионы России.
В связи с этим, наиболее оптимальным, как с точки зрения государственного контроля, так и с точки зрения транспортных технологий, является приближение таможенного органа (таможенного поста, на котором производится таможенная очистка грузов) к точке ввоза товаров на таможенную территорию (пункту пропуска). В этом случае, после завершения таможенной очистки грузов около пункта пропуска, товар следует к получателю напрямую, без заездов в какие-либо промежуточные пункты. Таким образом, убирается система «ломаных» плеч доставки, снижается вероятность недоставки товаров и недопоступления денежных средств в федеральный бюджет.
Рассматриваемая в Концепции схема предусматривает проведение операций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ на таможенно-логистических терминалах (ТЛТ), расположенных в непосредственной близости от пункта пропуска, на расстоянии от 0 до 30 км. При этом под ТЛТ следует понимать комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в одно целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги.
Основой для формирования и развития ТЛТ являются склады временного хранения. На базе склада временного хранения должен располагаться таможенный орган - таможенный пост. Также для выполнения своих функций на территории ТЛТ могут располагаться представители иных государственных контролирующих органов, представительств экспертных организаций.
Ключевые положения Концепции:
1. Концепция в равной степени распространяется как на ввозимые, так и на вывозимые товары.
2. Таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров, непосредственно в пунктах пропуска не осуществляются (за исключением установленных случаев).
3. Таможенное оформление и таможенный контроль будут производиться на таможенно-логистических терминалах, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
4. Предполагается сохранить действующий порядок таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров:
-
таможенное оформление которых осуществляется в местах, максимально приближенных к местонахождению получателей или их потребителей и производителей;
-
экспресс-грузов;
-
культурных ценностей;
-
товаров, перемещаемых в рамках инвестиционных проектов;
-
драгоценных металлов и драгоценных камней, а также делящихся и радиоактивных материалов, ядохимикатов, взрывчатых веществ;
-
товаров, в отношении которых устанавливаются следующие таможенные процедуры: переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска).
-
товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, а также для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
5. Таможенное оформление товаров, которые требуют особых условий хранения (фармацевтические, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества и др.), в приграничных субъектах Российской Федерации возможно после развития специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создания соответствующего экспертно-аналитического потенциала, а также укомплектования таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией.
6. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.
7. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, будут приниматься после доработки таможенных технологий любым таможенным органом, правомочным осуществлять такие действия.
8. Таможенно-логистические терминалы будут расположены в зонах таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации.
9. Строительство, оборудование и оснащение таможенно-логистических терминалов будет производиться бизнес-сообществом в рамках государственно-частного партнёрства в соответствии с требованиями государственных контролирующих органов.
10. Не предполагается длительное хранение товаров под таможенным контролем на таможенно-логистических терминалах.
11. В случае необходимости Правительство Российской Федерации определяет специализацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
12. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, должны производиться с учётом видов транспорта, которым перемещаются товары.
Реализация Концепции предполагает два периода.
I период (2008-2010 годы) - организация таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. Планируется совершенствование нормативной правовой основы данного процесса, согласование Концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений Концепции в отношении Московского региона и Санкт-Петербурга.
II период (2011-2020 годы) - осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. Предполагается на базе развития и совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры и транспортной инфраструктуры в условиях таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом, к 2014 году, а железнодорожным транспортом - к 2020 году.